О Великом Деградаторе и его времени

anlazz 1.03.2021 13:08 | Альтернативное мнение 62

Смотрю, в ЖЖ — да и в других местах — вылезла масса постов, посвященных господину Немцову. С посылом: «Знаете, каким он парнем был!». Вроде того, что боролся с коррупцией, авторитаризмом и т.д. и т.п. В общем, противник правящего режима и активный борец за передовые европейские ценности…

Однако на этом фоне следует вспомнить, какой «объект борьбы» был у данного господина первым. И нет, это не Совесткая власть — хотя, конечно же, понятно, что указанный субъект выступал одним из самых упертых антисоветчиков. Но это было несколько позже. Самым же первым предметом ненависти данного «трибуна» стал… Нижегородский метрополитен. Который должен был уже в начале 1990 годов объединить Заречную и Нагорную часть города. (Метро в Заречной части было построено ранее, но без соединения с «Верхом» оно не решало основных транспортных проблем.)

Разумеется, тогда метрополитен назывался еще «Горьковским», но сути это не меняет. Поскольку, в любом случае, именно противодействие этому «адскому проекту» вывело молодого политика на «федеральный уровень», превратив его из рядового физика в одного из главных представителей «оппозиционного движения». Да, именно так: тогдашние оппозиционеры видели одной из своих важнейших целей противодействие строительству «подземки». Объяснялось это тогда и «экологическими причинами» — дескать, строительство станции метро приведет к вырубке сквера на Площади Горького. И проблемами «градозащитными» — вроде того, что прокладка тоннелей окажет негативное воздействие на состояние старых зданий города.

Правда, «злые языки» впоследствии указывали на то, что в действительности причиной нижегородской (горьковской) «метромахии» было то, что местное руководство тогда (в 1988 году) оказалось то ли просто неспособным к реализации данного строительства. То ли банально «оптимизировало» выделенные на это дело средства. (В 1988 году уже наступила «эпоха кооперативов и малых предприятий», через кои деньги широкой рекой начали перетекать от государственных программ на некие «особые счета.) И поэтому местная власть не только не боролась с данными протестами, но и наоборот, негласно их поддерживала. (И когда решение о прокладке тоннелей в Нагорной части города было отменено, лишь обрадовалась.)

Но, в общем-то, слушать этих самых «злых языков» нет никакого смысла. Поскольку протесты против строительства метро в последние годы СССР были самым обычным явлением. (Скажем, в Риге с именно с него начались те самые события, которые, фактически привели к распаду страны.) Так что обвинять господина Немцова в «проплаченности» нет особого смысла — скорее, он действительно в данном протесте выступал против ненавистной подземки вполне искренне. Так же, как искренне он боролся против другого «ужаса Советской Власти» — строительства атомной станции теплоснабжения. Которая должна была кардинально решить вопрос с дешевым теплом для обитателей Нагорной части Нижнего Новгорода — но вызвала резкое сопротивление тогдашних «людей с хорошими лицами».

Впрочем, о радиофобии позднесоветской — равно, как и постсоветской — интеллигенции надо говорить отдельно. (Тем более, что и сейчас эта самая фобия не побеждена.) Тут же можно только еще раз отметить, что отмена решения о строительстве данной станции создало до сих пор существующие проблемы с теплом, а построенное уже здание АСТ и оборудование — стоящие сотни миллионов советских полновесных рублей — оказались, фактически, утеряны. Сам же Немцов по результатам данных актов — т.е., борьбы с метрополитеном и атомной станцией — получил огромный символический капитал. (Т.е., известность в качестве «борца за народные интересы».) Который прекрасно был превращен в капитал обычный после избрания в 1991 году на пост губернатора Нижегородской области — первым губернатором в истории РФ.

Ну, а дальше, думаю, всем все известно. И о том, что делал данный субъект в качестве руководителя одного из самых индустриально-развитых регионов России, и о том, что он творил, будучи «взятым в Москву» (где прославился популистской идеей «пересадить чиновников на «Волги», а так же тем, что эту задачу он благополучно провалил), и даже походив, какое-то время в «звании преемника». Ну, и так далее — вплоть до превращения в «представителя оппозиции». Но это уже не особо важно, поскольку и так понятно, что «вступив во власть» на волне упоения разрушением выйти из этого, оказывается, очень сложно.

P.S. Впрочем, есть у Немцова и «созидательные» заслуги. Например, он чуть ли не одной из главных целей своего правления считал «восстановление Нижегородской ярмарки». Поскольку это гораздо более подходит городу, нежели богопротивная атомная станция, или, не к ночи будучи помянута, подземная железная дорога! Правда, цель у этой самой «ярмарки» с самого начала была малопонятной: исторически это событие было связано с хлебной торговлей и уже к началу ХХ века стало архаизмом. (По причине строительства железных дорог, обесценивших водный пути.) В условиях же индустриального производства ярмарка могла иметь только символическое значение — преодолеть которое она не может и до сих пор. (В том смысле, что особых прибылей в виде контрактов она не приносит, но взять и закрыть данное мероприятие никто не решается.)

P.P.S. Ну, и разумеется, считать Немцова Великим Деградатором было бы слишком сильно. На самом деле он был только подручным более значительных фигур во главе с Дорогим Борисом и прочими олигархами. Однако его идея «атом уничтожить, ярмарку возродить!» выглядит очень и очень символичной для 1990 годов.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора